8 (800) 775-97-69
дроны

Ключ поверни – и полетели! Что умеют дроны?

Несколько лет назад дроны в массе своей воспринимались скорее, как развлечение для продвинутых фотографов и видеографов нежели, как серьезное оборудование. Сегодня же сложно представить себе область, где не применяются беспилотные летательные аппараты. О том, почему дрон лучше вертолета и когда появится дрон-такси мы побеседовали с заместителем генерального директора «МАСКОМ-Техлайн» Евгением Павловичем Дурновцевым.

— Евгений Павлович, где сейчас применяются дроны?

— БПЛА сейчас применяются практически во всех областях деятельности, нет таких отраслей, где нельзя было бы их применить: промышленность, энергетика, лесо- и пожароохрана, правоохранительный сегмент, горнодобывающая промышленность, сельское хозяйство.  БПЛА применяются везде, где необходим обзор местности и мониторинг объектов с воздуха. Дроны помогают минимизировать риски для персонала, сократить издержки, оптимизировать работу предприятия и оперативно контролировать обстановку.

Дроны незаменимы при лесоохране, для поиска возгораний, при локализации пожаров и при координации пожарных при тушении возгораний, для поиска людей.

Конечно, при картографировании местности, составлении планов, 3D-моделей объектов: строительных, дорог, зданий, сооружений. Для того, чтобы сделать работы по топосъемке потребуется час-полтора работы в поле и дальнейшая обработка полученных материалов. Это гораздо быстрее и с большей точностью, чем проводить все эти работы вручную.

Во многих областях можно найти применение. Это направление перспективное, сейчас есть очень много хороших разработок как за рубежом, так и в России.

— Можно ли расширить функционал дрона и использовать дополнительное оборудование помимо встроенного?

— Промышленные дроны можно доукомплектовать оборудованием различного назначения: камеры высокого разрешения, лидары (лазерное сканирование местности), тепловизоры, которые определяют температуру. Можно использовать дроны как ретрансляторы при организации связи в зонах, где ее нет.

Также беспилотники могут дополняться громкоговорящим оборудованием и использоваться в населенных пунктах, где нет связи, куда проникнуть невозможно, чтобы направлять людей, давать информацию о выходе из зоны опасности либо предоставлять любую информацию, как действовать в чрезвычайной ситуации.

Дроны могут перемещать пока небольшие грузы на достаточно большое расстояние, куда трудно добраться другими видами транспорта.

дроны

Значит ли это, что скоро мы увидим доставку отправлений в отдаленные пункты дронами?

Задача с доставкой посылок уже практически решена. Мы помним первый опыт доставки отправления дроном, и он был неудачным — коптер потерпел аварию и врезался в здание. Возможно, дрон не был оборудован системой, которая позволяет избегать столкновения с препятствиями, возможно, неверно был выстроен маршрут или произошел сбой.

Сейчас практически все промышленные и профессиональные дроны оборудованы такими системами. Во многом успех полета зависит от классности оператора, который управляет устройством. Сейчас хороших специалистов становится все больше, дроны становятся совершенней, а значит будет развиваться беспилотная доставка.

— И много ли груза можно поднять дроном?

— Грузоподъемность зависит от категории дрона: любительский, полупромышленный, промышленный – у всех она разная, от нескольких граммов до нескольких десятков килограммов. Но нужно понимать, что чем больше груз, тем меньше полетное время. Помимо груза, камеры и приборы тоже имеют вес, поэтому важно правильно рассчитать нагрузку, чтобы понимать время нахождения дрона в воздухе.

Тем не менее, уже есть успешные проекты даже по пассажирским дронам. Много испытаний проводится в Китае, в Таиланде и у нас в России. Есть очень интересные разработки. Думаю, что лет через 5 мы уже увидим и сможем воспользоваться дрон-такси.

— Как в фильме «Пятый элемент»?

— Практически да. Технологии не стоят на месте. Мы знаем многие фантастические фильмы и книги, вещи из которых стали реальностью. Например, Алексей Толстой в своем фантастическом романе «Гиперболоид инженера Гарина», написанном еще в 1927 году, фактически предвосхитил появление лазера. Сейчас это обычная технология, которая применяется во многих отраслях промышленности.

Технологии всегда развиваются параллельно. Вместе с дронами совершенствуются и сквозные технологии: 3D-моделирование, цифровые карты, прототипирование объектов. На основе данных, полученных от дрона можно смоделировать здания, дороги, города, а это дает движение в других направлениях цифровизации общества.

— Применяются ли дроны на Дальнем Востоке? И вообще, приспособлены ли они к нашим климатическим условиям?

— В Сахалинской области в рамках решения экологических проблем применяли дроны для обнаружения несанкционированных свалок, для их дальнейшего устранения.

Достаточно активно эксплуатируются дроны по линии лесоохраны, они поднимаются на большую высоту и с помощью камер и тепловизоров могут охватить большую территорию и увидеть возгорание.

Конечно, к 40-градусному морозу дроны не приспособлены. При температуре 20 градусов ниже нуля время полета значительно сокращается, идет износ деталей, поэтому при сильных минусовых температурах использование дронов нежелательно. Но ничто не стоит на месте — наступит момент, и мы увидим и морозостойкие дроны.

— Достаточно ли дрону собственного программного обеспечения, чтобы выполнять подобные задания?

— Штатное ПО производитель поставляет вместе с дроном, но современные модели позволяют дописывать софт под потребности заказчика, все зависит от опыта и практики программистов. Существует достаточно много специализированного ПО: обработка снимков, данных, которые получает дрон, системы управления дронами.

В современном мире упор делается на автоматизированные дроны, которые могут в течение рабочего дня самостоятельно взлетать, облетать территорию, выполнять необходимые, заложенные оператором задания – топосъем, лазерное сканирование — и предоставлять информацию заказчику. Автоматизированные БПЛА уже сегодня можно использовать в строительстве, в геодезии и картографии.

Очень интересное направление – автоматизированное управление дронами, которое необходимо на удаленных территориях либо когда работа дрона требуется круглосуточно. Под такие задачи строятся дронопорты – места автоматической зарядки, куда дрон самостоятельно возвращается при разряде батареи. Там происходит замена батареи, и дрон вновь приступает к выполнению задания.

дроны

— С одной стороны, сплошные плюсы. А где же минусы?

— Очевидным недостатком дронов является их зависимость от метеорологических условий. В ветреную погоду управление аппаратом весьма затруднено, вследствие чего качество собранных данных или сделанных изображений будет низким и непременно потребует последующей обработки и анализа.

Нужно всегда учитывать тот факт, что на базовом уровне большинство дронов использует для позиционирования и других функций интерактивные сервисы, например, Google Maps. Таким образом, использование дронов в российской глубинке будет достаточно затруднительно, а результат будет оставлять желать лучшего. 

Однако, несмотря на определенные недостатки, в ближайшей перспективе можно прогнозировать расширение функционала беспилотных летательных аппаратов и увеличение количества задач, которые будут решаться с их использованием.

— И все же, промышленный дрон, а тем более дронопорт, — недешевое удовольствие.

— Согласен. Но если посмотреть в перспективе, применение бесплилотных аппаратов значительно снижает расходы для заказчика, сокращается время выполнения определенных работ, на которые раньше требовалось тратить большие средства. Например, раньше облет ЛЭП осуществлялся вертолетом, стоимость такой услуги — десятки миллионов, еще и вред экологии от топлива. Сейчас это можно сделать дешевле и с лучшим качеством.

Время развёртывания квадрокоптера составляет несколько минут, он помещается в багажнике автомобиля и всегда готов к применению.

БПЛА управляемы — оператор, который им управляет, может при обнаружении нарушения, инцидента сконцентрироваться на съёмке, особо уделить внимание проблеме, которую обнаружил, и детально ее обследовать с высоты.

Особо хочется отметить простоту и низкую стоимость эксплуатации дрона. Мультироторные летательные аппараты фактически не нуждаются в периодическом обслуживании, запасные части устанавливаются своими силами, обновление программного обеспечения доступно любому уверенному пользователю ПК.

В совокупности все эти технологии идут только пользу и на развитие.

Подготовлено пресс-службой Холдинга МАСКОМ Восток

14.02.2022
Спасибо за ваше обращение!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.
Ваша регистрация
прошла успешно!
В ближайшее время на вашу почту будет
направлено письмо со ссылкой на семинар.
Спасибо! Ваш запрос принят
Информация отправлена на ваш Email

Обратный звонок

напишите свое имя и телефон и мы вам перезвоним